История

История электрификации города Россошь началась с купчихи 1 гильдии, почетной гражданки – Ольги Александровны Овсянниковой. В поместье Овсянниковой, (на месте которого находится детский сад « Улыбка») в 1895 году была смонтирована небольшая электростанция с паровой машиной и генератором постоянного тока . У неё также была своя телефонная станция. Об этом нам поведала книга « Спутник пассажира Юго-Восточной железной дороги», которая была написана в 1899 году.

В 1929 году старый центр города был соединен со станционным поселком шоссейной дорогой. К этому времени на обширном пустыре, примыкающем к улице Февральской, развернулась большая стройка. Буквально на глазах поднимали этажи здания на будущей «Красной площади» , которая должна была стать центром окружного города. Начали, конечно же, с Дома Советов, рядом заложили фундамент окружного почтампа, на другой стороне площади приступили к строительству Дома Кооперации, гостиницы «Новая Россошь» и Дома Союза транспортников. Здесь же стояло двухэтажное здание, занятое окружным земельным управлением и окружным судом. От него по направлению к станции строились два двухэтажных жилых дома, а напротив развернулась стройка городской электростанции.

zdanie

К большой удаче можно отнести то, что в 1931 году в Россоши удалось построить электростанцию мощностью 420 киловатт .

fotoall

Дооборудование ее пришлось проводить уже после того, как город превратился в райцентр. Понижение статуса города сразу же сказалось и на поставках дефицитнейшего тогда электрооборудования. Дизель на электростанции установили раньше, получить к нему генератор окружные снабженцы не успе­ли. Директору электростанции Петру Ивановичу Друзякову пришлось напрямую связываться с ру­ководством Харьковского машиностроительно­го завода и договариваться о поставке в Россошь электрогенератора. Там согласились пойти на­встречу при условии, что электростанция при­шлёт своих рабочих на завод, которые примут участие в сборке генератора в сверхурочное вре­мя. Рабочие Россошанской электростанции уеха­ли в Харьков в командировку, а в это время в области узнали, что на строящейся в Россоши электростанции простаивает мощный дизель. С намерением его забрать и использовать в другом месте област­ное начальство направило в Россошь комиссию. Директору П.И. Друзякову пришлось пойти на обман. Воронежским контролёрам показали не­исправный генератор, временно позаимствован­ный у железнодорожников — по счастливой слу­чайности вагон с предназначенным для ремонта генератором застрял на станции Россошь. Комис­сия, убедившись, что генератор на электростанции имеется в наличии, уехала, а неисправный генератор тут же вернули железнодорожникам для отправки на ремонтный завод. Неделю спустя электростанция получила из Харькова новый генератор, собранный на заводе с помощью россошанских рабочих. При помощи такого необычного манёвра социалистической хозяйственной деятельности в городе своевременно вступила в строй коммунальная электростанция.

generator

sport_life

В то время таких электростанций на 128 районов Воронежской области было всего двадцать, из которых Россошанская электростанция по мощности и по годовой выработке энергии стояла на 5-м месте, уступая Елецкой, Мичуринской, Тамбовской и Борисоглебской коммунальным электростанциям' Тогда энергии Россошанской электростанции хватало только на освещение главных улиц, учреждений, жилых домов города. Пользоваться электроприборами запрещалось. Предприятия для своих производственных нужд, как правило, использовали свои автономные источники энергии. В сёлах и во многих райцентрах (например, в Новой Калитве) электроосвещения не было совсем.

traktor

В 1950 годах городская электростанция Горкомхоза Министерства Коммунального хозяйства имеет 2 дизеля по 300 лошадиных сил и 2 генератора по 210 кВт .Общая мощность 420 кВт. Вид топлива жидкое / нефть/ длина электрических сетей 33 км. Работающих 38 человек / в т.ч. производственных рабочих 28 человек/. Коммунальная электростанция построенная в 1931 году имела значительный износ и не работала на полную мощность. За 1950 год электростанцией выработано 736,4 тыс. кВтч электроэнергии. В 1957 году на берегу реки Дон около деревни Аленовки началось строительство одной из первых опытно-промышленных атомных электростанций Нововоронежской атомной электростанции. Строительство которой закладывало прочный фундамент для электрификации южных районов области. Одной из главных задач созданного в 1957 году Воронежского Совнархоза, помимо развития энергетики воронежского узла, была электрификация развивающихся в промышленном отношении городов и районных центров области – Борисоглебска, Острогожска, Россоши, Калача, Бутурлиновки. Наиболее быстрым решением была установка энергопоездов, которые не только заменяли сильно изношенные промышленные и коммунальные дизельные электростанции, но и обеспечивали централизованное электроснабжение этих городов и прилегающих к ним сельских потребителей. Энергопоезда на правах аренды выделял трест передвижных электростанций Министерства энергетики и электрификации. В качестве приводных для электрогенераторов использовались паровые турбины мощностью 4тыс. кВт или 2,5 тыс.кВт со скоростью вращения 3000 об/мин. Для выработки пара в энергопоезде мощностью 4 тыс. кВт стояло три водотрубных котла производительностью 8,5 тн / час пара каждого при давлении 42 ата и температуре пара 450 градусов С. В качестве топлива использовался малосернистый мазут. Трехфазные электрогенераторы развивали номинальное напряжение 6,3 кв. В городе Россошь энергопоезд мощностью 4 тыс. кВт был установлен в 1961 году. Выработка электроэнергии энергопоездом из отчетных данных составляла в 1961 год – 5,2 млн. кВт час, 1962 год – 12,3 млн. кВт час, 1963 год – 15,7млн. кВт час, 1964 год – 15,9 млн. кВт час, 1965 год – 9,6 млн. кВт час. В 1966 году выработка электроэнергии энергопоездами практически прекратилась.

В 1963 году началось строительство подстанции «Россошь» 110/35/6 кВ, был установлен 3-х обмоточный трансформатор мощностью 15 МВт. С пуском первого энергоблока мощностью 210 МВт Нововоронежской АЭС в 1964 году получили питание от ЛЭП 110 кВт Лиски, Россошь, Бобров, Анна, Острогожск.

В 1965 г. электростанции провинциальных городов и районных центров стали преобразовываться в Муниципальные электроэнергетические предприятия, целью которых являлось обеспечение развития и надежного электроснабжения коммунального хозяйства, учреждений государственного и местного управления, учебных и медицинских заведений, жилищного фонда, наружного освещения. Для руководства ими в этом же году в составе Воронежского облисполкома было создано специальное энергетическое управление – Облкоммунэнерго. Муниципальные электроэнергетические и электросетевые предприятия организовали в своем составе энергосбытовые подразделения и стали п6ерепродавцами электроэнергии. В дальнейшем с ростом промышленности на подстанции « Россошь» были установлены еще 2 трансформатора каждый мощностью по 16 МВт. В связи со строительством электроаппаратного и химического заводов и образования новых жилых микрорайонов в 1981 году началось строительство ГПП «РЭАЗ» -- 2 трансформатора мощность каждого по 10 МВт. В 1983 году на подстанции « Россошь» был установлен трансформатор мощностью 40 МВт, построено закрытое распределительное устройство 10 кВ.

С 1950 года по 2010г директорами горэлектросети были; Сибирко Николай Матвеевич, Емельянов Андрей Семенович, Качалин Геннадий Иванович, Гуськов Владимир Александрович, Токарев Василий Иванович, Бондаренко Вячеслав Васильевич. С 1989 по 2006 год горэлектросеть была в составе ПО ЖКХ. С апреля 2006 года предприятие работает самостоятельно , сначала как ООО «Городские электрические сети» , в настоящее время МУП «Городские электрические сети». На предприятии работает 97 человек , обслуживают ВЛ - 325,8 км , КЛ - 142,1 км , 156 трансформаторных подстанций . Потребление электроэнергии предприятиями и населением города Россошь с каждым годом растет , за 2009 год потребление электроэнергии городом составило 114622,9 тыс. кВт час. Энергетика - отрасль специфическая здесь нельзя отложить устранение появившейся аварийной ситуации на потом. Работы ведутся в любую непогоду, иногда и круглосуточно, и в условиях бездорожья. На нашем предприятии трудятся замечательные люди , посвятившие свою деятельность трудной и сложной, но благодарной профессии – электроэнергетике. Своим самоотверженным трудом, подчас в сложнейших условиях, они обеспечивают надежную работу линий электропередач и подстанций, бесперебойную подачу электроэнергии потребителям. За долгую и плодотворную работу, самоотверженный труд, высокий профессионализм и ответственность, за дальнейшее развитие электроэнергетики родного города, повышение надежности энергоснабжения наших уважаемых потребителей - 19 работников предприятия награждены Правительственными наградами /Почётными Грамотами Министерства регионального развития РФ/